13:11 Русские без России. Дальневосточный исход. Панихида по всем воинам Белого Движения. 19 ноября 2016 года. | |
Помянем и соотечественников, волею драматических обстоятельств вытесненных за пределы Родины и составивших «русскую дальневосточную эмиграцию». Дальневосточная волна российской эмиграции, которая в 1917-1945 гг. захлестнула большей частью Китай, была одной из крупнейших,Общее население русских колоний в Маньчжурии и Китае в 1923 году, когда гражданская война уже закончилась, оценивалось приблизительно в 400 тысяч человек. Это военнослужащие из бывшей Российской империи, волею судеб оказавшиеся в сопредельных дальневосточных государствах: Китае, Корее и Японии. Большинство из них оказалось за пределами России не по своей воле. Многие являлись активными участниками гражданской войны. Помимо индивидуальной эмиграции, на Дальнем Востоке, как, впрочем, и в некоторых других местах, расселения русского населения, имело место переселение значительных по численности социальных групп (казачество). Так, например, большая группа забайкальских казаков переместилась с мест своего проживания на родине в сопредельные районы Китая.
После прихода в Китае к власти коммунистов около 6 тысяч русских беженцев покинули Шанхай. Через Международную организацию по делам беженцев при ООН (IRO) они обратились к миру за помощью. Из всех стран мира только Республика Филиппины, во главе которой в то время стоял президент Эльпидио Кирино (Квирино), согласилась принять русских беженцев и только на 4 месяца, которые растянулись более чем на два года. Русских разместили на острове Тубабао В большом палаточном городке значительная часть русских беженцев прожила с 1949 по 1951 годы. В лагере были устроены две палаточные церкви — одна в честь Архангела Михаила, а вторая в честь преподобного Серафима Саровского. Кроме них был устроен большой Свято-Богородицкий собор, переделанный, с разрешения филиппинских властей, из бывшей американской военной церкви за пределами лагеря. 15-18 ноября 2015 года на Филиппинах состоялись мероприятия, посвященные памяти соотечественников, которые с 1949 по 1951 год нашли приют на острове Тубабао. В мемориальных мероприятиях приняли участие потомки русских беженцев из Китая, проживающие ныне в США и Австралии. 17 ноября представители Русской Православной Церкви приняли участие в открытии мемориального комплекса, посвященного русскому присутствию на Тубабао. В ноябре 2016 года в Доме русского зарубежья в рамках X Международного кинофестиваля "Русское зарубежье" прошел вечер, посвященный истории русского лагеря на Тубабао, открытие выставки "Русское время" острова Тубабао", презентация книги Татьяны Таболиной "Русский дом на Тубабао". На вечере выступили посол Филиппин, представители русской диаспоры, прошедшие через жизнь на о. Тубабао. Был показан филиппинский документальный фильм о жизни русских на Тубабао "Одиссея Тубабао: убежище на Филиппинах" (Tubabao Odyssey: Refugee in the Philippines, реж. Кинна Кван, 2015, при поддержке Фонда Президента Эльпидио Кирино (Квирино)).
Выставка будет развернута до окончания кинофестиваля.
В русском лагере на острове Тубабао размещались около 6 тысяч человек. Главным образом, это были русские, а также представители других диаспор, выехавшие из Китая с помощью Международной организации по делам беженцев под эгидой ООН (International Refugee Organization — IRO). До 1953 года на острове оставалось несколько десятков больных, которые позже были отправлены на лечение во Францию. Выставка призвана осветить основные моменты тихоокеанской эпопеи русских «перемещенных лиц», проиллюстрировать способность изгнанников России ХХ века стойко, одно за другим, преодолевать тяжкие испытания, не утратив, не уронив своего русского имени. Это первый выставочный проект по данной теме в России. Он осуществляется Домом русского зарубежья совместно с Конгрессом русских американцев (КРА) и Музеем-архивом русской культуры в Сан-Франциско (МРК) при участии Посольства Филиппин в Москве и личной заинтересованности Посла Республики Филиппины в России господина Карлоса Д. Соретта (Carlos D. Sorreta). Следует отметить, что большая часть фотоматериалов предоставлена МРК (в основном это снимки, негативы которых были обнаружены совсем недавно; а «оживил» их Ив Франкьен). Использованы также копии документов из библиотеки-архива Гуверовского института Стэнфордского университета, архива Дома Святителя Тихона Задонского, Лиги русско-американских женщин. Особое значение имеют разнообразные материалы из частных собраний и семейных коллекций наших соотечественников из США и Австралии. Подлинники документов, предметы, издания, — главным образом, из фондов Дома русского зарубежья. Экспозиция последовательно отражает моменты предыстории, прежде всего, «Финал в Китае» (название известной книги П.Балакшина, которая представлена в экспозиции); прибытие беженцев и организационно-административные начала лагеря на острове; особенности размещения и быта; объединяющую, пастырскую роль Русской православной церкви на Тубабао; насыщенную общественную и культурно-творческую жизнь; заботу о детях и юношестве, активность скаутских отрядов, а также другие стороны «островного бытия». Подлинники документов, предметы, печатные материалы, расположенные в витринах, не только дополняют фотоиллюстративный ряд, но позволяют как бы притронуться к истории «русского Тубабао». Ключевую роль в спасении русских эмигрантов из охваченного гражданской войной Китая, в частности, из Шанхая, сыграли руководитель Русской эмигрантской ассоциации, енисейский казак Григорий Кириллович Бологов, и архиепископ Иоанн Шанхайский (впоследствии святитель Иоанн Шанхайский и чудотворец Сан-Францисский). Бологов вел огромную организационную работу, неустанно писал официальные письма, разбирал жалобы, выслушивал недовольных, при этом терпел неблагодарность многих. Он уехал в самом конце, когда остров покинули почти все беженцы. Его называли «спасителем русской дальневосточной эмиграции». Впоследствии в США он много лет возглавлял Общеказачий союз в Сан-Франциско. Владыка Иоанн своим предстоятельством и духовным заступничеством, как и всюду, где служил, снискал всеобщую любовь своей паствы. С ней на острове он прожил около трех месяцев весной – летом 1949 года. В экспозиции имеется издание Евангелия, подаренное владыкой Иоанном со своим благословением (автограф) одной из прихожанок и его духовных чад, пребывавшей на Тубабао, Елене Пуцято. Многие русские, прошедшие через островной лагерь, до сих пор именуют себя не только «тубабаовцами», но и «приютянами Владыки Иоанна». | |
|
Всего комментариев: 0 | |